МЫСЛИ ПОСЛЕ СОТОЙ ГОДОВЩИНЫ ГЕНОЦИДА АРМЯН

 

Весь день 24 ап­ре­ля 2015 го­да в Ере­ва­не лил с не­бес не­ми­ло­серд­ный ли­вень. На­суп­лен­ный день со свин­цо­вы­ми ту­ча­ми. Ни 23, ни 25 ап­ре­ля ни­че­го по­доб­но­го не бы­ло. Толь­ко день 24 ап­ре­ля был са­мым неп­ри­вет­ли­вым в го­ду.

Ну лад­но, с при­ро­дой не пос­по­ришь, как и с судь­бой. Но вот с гроз­ны­ми исто­ри­чес­ки­ми реа­лия­ми серд­це на­ро­да не мо­жет сми­рить­ся и о своей даль­ней­шей до­ро­ге не мо­жет не за­ду­мы­вать­ся. Три дня под­ряд я смот­ре­ла, мож­но ска­зать, присталь­но всмат­ри­ва­лась в те­ле­пе­ре­да­чи о Ге­но­ци­де - до­ку­мен­таль­ные филь­мы, бе­се­ды, ин­фор­ма­цион­ные вы­пус­ки. Соб­ра­но бы­ло, ка­жет­ся, всё. Пусть ху­до­жест­вен­ная состав­ляю­щая не всег­да удов­лет­во­ря­ла, но ка­кая бы­ла про­де­ла­на ра­бо­та, сколь­ко лиц, сви­де­тельств, фо­то­гра­фий, ки­но­кад­ров прош­ли пе­ре­до мной! Сколь­ко бла­го­родст­ва от­дель­ных лич­ностей, и не толь­ко сви­де­те­лей Ге­но­ци­да, но и сколь­ко ни­зости пог­ром­щи­ков, сколь­ко ко­вар­ной под­та­сов­ки, страш­ных до­ку­мен­таль­ных мо­мен­тов жи­во­дерст­ва. И гла­за, гла­за ар­мянс­ких жертв! Ар­мянс­кие гла­за, пол­ные ужа­са. По­лу­жи­вые бе­жен­цы на всех до­ро­гах Восточ­ной Ана­то­лии. Эч­миад­зин и дру­гие ар­мянс­кие хра­мы, пол­ные си­рот, жи­вых ске­ле­тов. Вра­гом ту­рок ока­за­лись фо­то- и ки­но­ка­ме­ра. На дво­ре был уже XX век с его тех­ни­чес­ки­ми воз­мож­ностя­ми. Ве­ком рань­ше тур­ки бы всё на­деж­но зап­ря­та­ли, скры­ли от ми­ра, но тут... Прав­да, им мно­гое уда­лось скрыть и под­та­со­вать. Очень мно­гое. Но не всё. И ес­ли, сог­лас­но Биб­лии, во­зо­пить мо­гут да­же кам­ни, то уж жи­вые лю­ди... По­лу­жи­вые.

Но я смот­ре­ла не толь­ко те­ле­пе­ре­да­чи, а пош­ла так­же на спек­такль Ере­ванс­ко­го дра­ма­ти­чес­ко­го теат­ра име­ни Р.Кап­ла­ня­на о су­де над чле­на­ми ар­мянс­кой груп­пы АСА­ЛА в Па­ри­же. Жи­вая исто­рия в жи­вых ли­цах. Неу­то­ми­мый дух ве­ли­кой тра­ге­дии ар­мян ви­тал над не­боль­шим за­лом, за­де­вая каж­дое серд­це и застав­ляя по­ни­мать, по­че­му мы рож­даем Ах­пюр Се­ро­бов, Анд­ра­ни­ков и Нжде. За­ме­ча­тель­ный спек­такль! Всё-та­ки ка­кая ду­хо­подъем­ная вещь - театр!

Всем ска­зав­шим прав­ду о кро­ва­вом кош­ма­ре на­ча­ла XX ве­ка, всем нес­по­соб­ным прой­ти ми­мо зло­дея­ний, всем всту­пив­шим­ся за ар­мян (не за ар­мян - за прав­ду) не просто на­ша бла­го­дар­ность и низ­кий пок­лон: они все до еди­но­го (ка­кие, кста­ти, у них прос­вет­лен­ные, оду­хот­во­рен­ные ли­ца!) при­нес­ли своим оте­чест­вам ува­же­ние и сла­ву. Вот что зна­чат луч­шие сы­ны и до­че­ри лю­бо­го на­ро­да. Ска­за­но же, что да­же два свя­тых че­ло­ве­ка мо­гут спасти це­лый на­род. Од­них толь­ко Нан­се­на и Ган­ди доста­точ­но, что­бы про­ви­де­ние на­веч­но вы­ве­ло изо всех пе­ред­ряг Нор­ве­гию и Ин­дию.

Но вот не­наст­ный день со­той го­дов­щи­ны ге­но­ци­да ар­мян про­шел, ужа­сы, за­пе­чат­лен­ные цел­лу­лоид­ной плен­кой, слегка при­утих­ли, боль­шой мир по-преж­не­му остал­ся по­лу­рав­но­ду­шен к стра­да­ниям нем­но­го­чис­лен­но­го на­ро­да. Что даль­ше? Что ждет те­бя, опо­ло­ви­нен­ный на­род, ли­шив­ший­ся ог­ром­ной части своих исто­ри­чес­ких зе­мель? Ка­мо гря­де­ши, Ар­ме­ния? Па­де­ние пас­сио­нар­ной энер­гии, на­цио­наль­ный над­лом?

Что даль­ше? Сно­ва До­ро­га... Но уже с уче­том то­го, сколь гу­би­тель­ны пустые ожи­да­ния и прек­рас­но­ду­шие. Чистые серд­цем лю­ди, те, кто прав, всег­да ждут спра­вед­ли­вости, ужа­сают­ся не­прав­де и ду­мают, что убе­ди­тель­ные до­во­ды скло­нят всех к со­чувст­вию. Но они за­бы­вают, что мир на­пол­нен не толь­ко эм­па­тией, но и жёстки­ми по­ли­ти­чес­ки­ми ин­те­ре­са­ми. По­мо­гать жерт­ве - всег­да ли это в при­ро­де че­ло­ве­ка? Вооб­ще в при­ро­де? Про­ве­ди­те экс­пе­ри­мент: по­пы­тай­тесь поз­вать на по­мощь в своем подъез­де и пос­мот­рите, мно­гие ли две­ри отк­роют­ся. Нап­ря­гать­ся, кро­ме очень ма­ло­го чис­ла со­вест­ли­вых лю­дей, не лю­бит ник­то. “Не гру­зи ме­ня свои­ми проб­ле­ма­ми” - за­ме­ча­тель­ная фра­за, вы не на­хо­ди­те?.. Че­ло­век че­ло­ве­ку, мо­жет быть, и не волк (хо­тя при чем здесь вол­ки, жи­вот­ные в об­щем-то очень достой­ные), но уж с тем, что друг, то­ва­рищ и брат, яв­ный пе­ре­бор. Уто­пий в при­ро­де нет. А вот нравст­вен­ное осте­ре­же­ние есть. Оно про­пи­са­но во всех ре­ли­гиях. Но про­пи­сан­ное - еще не зна­чит ус­воен­ное. “Не де­лай ближ­не­му то­го, че­го не хо­тел бы, что­бы сде­ла­ли те­бе”. Боль­шинст­во лю­дей пов­то­ряет это ме­ха­ни­чес­ки. Мень­ше все­го за­ду­мы­ваясь, что в сло­вах этих скрыт бу­ме­ранг. Сде­лан­ное зло имеет обык­но­ве­ние возв­ра­щать­ся к то­му, кто его сде­лал. О кар­ми­чес­ких кру­гах че­ло­ве­чест­во до­га­да­лось уже дав­но.

Тур­ки в кар­ми­чес­ком кру­ге. Отой­дем от не­чисто­го места. Кста­ти, тур­ки по­ми­мо зверс­ко­го зло­дея­ния со­вер­ши­ли и не­прости­тель­ную ошиб­ку (вот что зна­чит нео­пыт­ность, то есть не­древ­ность на­ро­да): они не с той сто­ро­ны по­дош­ли к ар­мя­нам, по­то­му что ар­мян расс­лаб­ляет бла­го­по­лу­чие, а боль и го­ре спла­чи­вают их. Ни­ког­да ар­мя­не не бы­вают та­ки­ми соб­ран­ны­ми, как в стра­да­нии. Ар­мя­не - силь­ный, стой­кий и да­ро­ви­тый на­род, хо­ро­шие вои­ны, неп­рев­зой­ден­ные умель­цы. Вот и на­до бы­ло тур­кам, ес­ли уж так не­на­ви­де­ли ар­мян, дать это­му на­ро­ду раз­ло­жить­ся в бла­го­по­лу­чии. А ре­зать ку­ри­цу, не­су­щую зо­ло­тые яй­ца, муд­ро ли? Да, с исто­ри­чес­ким опы­том и зна­нием пси­хо­ло­гии на­ро­дов у ту­рок де­ло обстоит не очень... Не­тер­пе­ние под­во­дит.

А вот пер­сы, как вся­кий очень древ­ний и, ста­ло быть, куль­тур­ный на­род, ар­мян не ре­за­ли, а пе­ре­се­ля­ли це­лы­ми се­ла­ми в Иран и уса­жи­ва­ли за ре­мес­ла, на что ар­мя­не, как из­вест­но, боль­шие масте­ра. И ку­ри­ца про­дол­жа­ла нести свои зо­ло­тые яй­ца. Од­но толь­ко ков­ро­де­лие че­го стоит. И часто сот­кан­ные ар­мянс­ки­ми масте­ри­ца­ми ков­ры ухо­ди­ли на про­да­жу в Ев­ро­пу под ви­дом пер­сидс­ких. Дав­но уже за­ме­че­но, что во всех ближ­не­восточ­ных ареа­лах ков­ро­де­лия про­жи­ва­ло не­ма­лое чис­ло ар­мян. Ну, а глав­ная при­чи­на за­рож­де­ния ков­ро­де­лия - это, ко­неч­но, вы­со­ко­горье (ар­мянс­кое и иранс­кое), то есть хо­лод. Хо­лод тре­бует теп­ла. Так что ска­жем спа­си­бо овеч­ке, одо­маш­нен­ной тут же, в ближ­не­восточ­ной ой­ку­ме­не. Вот так - всё ря­дом, пу­ще­но в де­ло, не про­па­дает ни­че­го из бес­цен­но­го ты­ся­че­лет­не­го опы­та. Это и есть уро­ки древ­ности.

Пер­сы к то­му же с поч­те­нием от­но­си­лись к ар­мянс­ким церк­вам, ни­ког­да не раз­ру­шая их. Вооб­ще они бы­ли тер­пи­мы к дру­гим ре­ли­гиям. Это муд­ро: за­чем иметь в ты­лу им­пе­рии на­род, ко­то­рый не­на­ви­дит те­бя? Ни­ког­да ни од­но­му пер­су не приш­ла бы в го­ло­ву уни­зи­тель­ная мысль прев­ра­тить христианс­кий храм Айя-Со­фия в ме­четь, то есть прис­воить чу­жое вы­даю­щее­ся тво­ре­ние. За­чем? Что­бы ту­ристы всё это ви­де­ли и что­бы по­зо­рить­ся пе­ред всем ми­ром? Нет, это бы­ло не для гор­дых, му­жест­вен­ных и пря­мых пер­сов. Они и са­ми мог­ли тво­рить зап­ре­дель­ные ше­дев­ры. И ка­кие! К то­му же об­ла­да­ли и об­ла­дают кол­довс­ким вку­сом.

Столь же про­ни­ца­тель­но, как и пер­сы, по­ня­ла ар­мян Ека­те­ри­на Ве­ли­кая и пе­ре­се­ли­ла их из Кры­ма на Дон, на­пи­сав, что сей на­род прев­ра­тит эти зем­ли в цве­ту­щий край. Что и слу­чи­лось. А до нее Петр I из­дал указ о том, что­бы вся­чес­ки при­ве­чать в Рос­сии ар­мян и “доз­во­лять им се­лить­ся, где по­хо­тят”. Знал, что бу­дет иметь Рос­сия в ли­це тру­до­лю­би­во­го на­ро­да. Тур­ки же, унич­то­жив Ви­зан­тию и ши­ро­ко обос­но­вав­шись в Ма­лой Азии, так и не смек­ну­ли, что подб­ро­си­ло им про­ви­де́­ние в ли­це ар­мян, древ­них на­сель­ни­ков Восточ­ной Ана­то­лии. То есть что в их не­дав­но ро­див­шем­ся го­су­дарст­ве ока­за­лось сра­зу мно­го кур, не­су­щих зо­ло­тые яй­ца. Бед­ные ар­мя­не! Они как жи­ли на своей не­за­па­мят­ной ро­ди­не, так и про­дол­жа­ли жить, но приш­ли вре­ме­на, ког­да их зем­ли ока­за­лись в ру­ках но­вых хо­зяев. И ар­мя­не наив­но жда­ли по­мо­щи со сто­ро­ны Ев­ро­пы, за­быв, что эта же Ев­ро­па в ли­це Римс­кой им­пе­рии не­ког­да пре­да­ла Констан­ти­но­поль, ок­ру­жен­ный пол­чи­ща­ми му­суль­ман, то есть не по­мог­ла своим же братьям и да­ла им сой­ти с исто­ри­чес­кой аре­ны. Наив­ные ар­мя­не за­бы­ли этот урок. Что по­де­лаешь, исто­ри­чес­кие уро­ки за­бы­вают­ся.

Се­год­ня то­же мно­гие на­ро­ды ждут по­мо­щи от Ев­ро­пы. Наив­ность (на­зо­вем это так) про­дол­жает­ся. Спра­ши­вает­ся: ес­ли Ев­ро­па не по­мог­ла не­ког­да своим же братьям, от­че­го же она по­мо­жет вам? Толь­ко по­то­му, что вы, как и она, христиа­не? Но для нее это не са­мый силь­ный разд­ра­жи­тель, это ее не мо­ти­ви­рует. Кста­ти, не мо­ти­ви­ро­ва­ло и семь ве­ков на­зад. Од­на­ко всё сно­ва и сно­ва на­хо­дят­ся же­лаю­щие по­лу­чить двой­ку по исто­рии. Ну-ну. Чуд­ны де­ла твои, Гос­по­ди! Дух христианст­ва в ма­лоа­зийс­ких на­ро­дах си­лен еще и по­то­му, что в на­шей ой­ку­ме­не всё это и за­рож­да­лось, а до Ев­ро­пы дош­ли уже бо­лее сла­бые вол­ны. Что же до ту­рок, то все при­шед­шие из вос­па­лен­ных и бесп­лод­ных пустынь и ра­зум имеют вос­па­лен­ный и бесп­лод­ный. Уже семь ве­ков жи­вут на древ­ней­ших зем­лях, но так ни­чем ни­ко­го не по­ра­до­ва­ли, ни­че­го не до­ба­ви­ли к сло­жив­шим­ся здесь за­дол­го до них зре­лым ци­ви­ли­за­циям. Так и оста­лись бесп­лод­ны­ми при­шель­ца­ми. Дух по­ра­бо­ти­те­ля вы­со­ко не взмы­вает. Этот дух так и не вы­вет­рил­ся в них. Прий­ти с на­си­лием на чу­жие зем­ли - де­ло не­хит­рое, ос­воить эти зем­ли со всей лю­бовью быв­ших або­ри­ге­нов - пос­лож­нее.

Од­на­ко сте­пи ли До­на или ка­кие-ли­бо дру­гие прост­ранст­ва - юж­ная Фран­ция или За­пад­ное по­бе­режье Се­вер­ной Аме­ри­ки и т.д., - но ар­мя­не всё же всег­да хо­те­ли и хо­тят жить на своей зем­ле, лю­бят свое воз­не­сен­ное на­горье с его мно­го­куд­ры­ми са­да­ми и скром­ны­ми паш­ня­ми, с его су­ро­вым, но та­ким при­выч­ным их кро­ви кли­ма­том, во­ды своих бур­ли­вых рек, рож­ден­ных из кристаль­ней­ших под­не­бес­ных род­ни­ков и по­то­му осо­бен­но вкус­ных. Но у них всё это от­ни­ма­ли, от­ни­ма­ли и от­ни­ма­ли, по­ка окон­ча­тель­но не от­ня­ли. Од­на­ко нет окон­ча­тель­ности, в ко­то­рой не бил­ся бы за­ро­дыш но­во­го на­ча­ла. И мы се­год­ня ви­дим за­вязь это­го бро­же­ния, за­чат­ки то­го смя­те­ния, ко­то­рое пра­виль­но на­прав­ляет дух. Дух на­ро­да не по­шат­нул­ся - это са­мое глав­ное. Что-то в выс­шей сте­пе­ни дейст­вен­ное рож­дает­ся толь­ко из вы­со­ко­го стрем­ле­ния, из свя­той неус­по­коен­ности.

Весь ХХ век мы вы­хо­ди­ли из по­дав­лен­ности. Се­ме­на зре­ли. Се­год­ня на­род уже поч­ти го­тов, кон­ди­ция зре­лости и го­тов­ности на пре­де­ле. Всё за­ви­сит от об­щей обста­нов­ки в ми­ре. В 1915 го­ду эта обста­нов­ка по­вер­ну­лась к нам спи­ной. Но пос­коль­ку всё на све­те неустой­чи­во и те­ку­че, неустой­чи­вой мо­жет стать (и, ка­жет­ся, уже ста­но­вит­ся) обста­нов­ка и для Тур­ции. Соз­рев­шая во­ля ар­мян не упустит этот ду­хо­нос­ный по­во­рот ми­ро­вых со­бы­тий. Мне мо­гут воз­ра­зить: взгля­ни на чис­лен­ность ту­рок и чис­лен­ность ар­мян. От­ве­чу: у Бо­га дру­гие под­хо­ды - “По­бе­да достает­ся тем, ко­му она нуж­нее” (восточ­ное). Спи­ной всё мо­жет по­вер­нуть­ся и к тур­кам, тем бо­лее что внут­ри ту­рец­ко­го эт­но­са выз­ре­вают (и уже дав­но) мя­теж­ные се­ме­на и дру­гих на­силь­но оту­ре­чен­ных, но пом­ня­щих свои кор­ни на­ро­дов. Вооб­ще ту­рец­кий этнос слож­ный, это вов­се не мо­но­лит, как хо­тят предста­вить де­ло тур­ки. Чу­жие око­вы спа­дут (всё чу­жое и чу­же­род­ное лег­ко спа­дает), и бла­гос­ло­вен­ные не­за­па­мят­ные зем­ли Ма­лой Азии вновь возв­ра­тят­ся к своей цве­ту­щей бы­лой жиз­ни. Ой­ку­ме­на, где на­ча­лось христианст­во, а так­же круг на­ро­дов, знаю­щих це­ну друг дру­гу, вновь спло­тят­ся на своей зо­ло­той зем­ле. И кто ска­зал, что но­вой Ви­зан­тии не бы­вать? Ви­зан­тии или, ска­жем, дер­жа­ве Алек­санд­ра Ма­ке­донс­ко­го.

Ког­да-то им­пе­ра­тор Констан­тин в ве­ли­кой за­дум­чи­вости бро­сил взгляд на Бос­фор и на пыль­ный за­хо­луст­ный го­ро­диш­ко Ви­сант... Та­ких за­дум­чи­вых Констан­ти­нов в исто­рии бы­ло не­ма­ло, но уда­лось толь­ко ему. Дер­жа­ва Алек­санд­ра Ма­ке­донс­ко­го то­же по­ра­жа­ла све­жи­ми по­ли­ти­чес­ки­ми вет­ра­ми и ду­хов­ны­ми за­вое­ва­ния­ми. Христианст­ву бы­ло в чьи сле­ды сту­пать. Ка­ким ху­до­соч­ным выг­ля­дит ря­дом с этой об­шир­ной и прос­ве­щен­ной им­пе­рией Алек­санд­ра се­год­няш­ний Ев­ро­союз! Конг­ло­ме­рат гре­ков, ара­мей­цев, ар­мян, си­рий­цев, ас­си­рий­цев, кур­дов и про­чих мно­го­чис­лен­ных ав­тох­тон­ных на­ро­дов Ма­лой Азии и по сей день жив и, ка­жет­ся, на­би­рает вто­рое ды­ха­ние. Ка­кой впе­чат­ляю­щий за­мес! Так впе­ред, умуд­рен­ные древ­ние на­ро­ды! Исто­ри­чес­кая глу­би­на сту­чит в ва­ше серд­це, пе­пел еще не по­тух. А пе­пел, как из­вест­но, это тот ма­те­риал, ко­то­рый прик­ла­ды­вают к ра­нам, что­бы они за­тя­ну­лись. “Мы ищем в исто­рии огонь, а не пе­пел” - гла­сит ста­рин­ное восточ­ное из­ре­че­ние. Вот вам и на­ви­га­тор. Се­год­ня уже прос­ну­лись (силь­но прос­ну­лись) шот­ланд­цы, ка­та­лон­цы, а ир­ланд­цы и бас­ки вооб­ще ни­ког­да не за­сы­па­ли.

Но вместо это­го нам на­вя­зы­вают се­год­ня “Че­ло­ве­ка го­да” Ан­ге­лу Мер­кель. Осто­чер­те­ли все эти че­ло­ве­ки го­да, ко­то­рых да­же “че­ло­ве­ком не­де­ли” и то наз­вать труд­но. Ну круп­ным чи­нов­ни­ком (в крес­ле От­то фон Бис­мар­ка!) она, ко­неч­но, ста­ла, но что­бы че­ло­ве­ком це­ло­го го­да! Пло­хой, вид­но, вы­дал­ся год… На го­ри­зон­те поч­ти пол­ная гроз­ная сме­на эт­ни­чес­кой состав­ляю­щей та­кой ста­тус­ной стра­ны Ев­ро­пы, как Гер­ма­ния, и про­чих ев­ро­пей­ских стран, а чи­нов­ная фрау всё дол­до­нит: “Мы спра­вим­ся”. С чем она спра­вит­ся? С тем, что ее по­но­сит нынешнее и бу­дут по­но­сить все пос­ле­дую­щие по­ко­ле­ния нем­цев? С тем, что Ев­ро­па пе­реста­нет быть Ев­ро­пой? С этим она, ко­неч­но, спра­вит­ся. Уже спра­ви­лась. Сло­ва­ки, венг­ры, по­ля­ки, гре­ки, още­ти­нив­шая­ся Скан­ди­на­вия (Анг­лия, как всег­да, из­би­рает верт­ля­вый путь, ви­ди­мо, что­бы оста­вить се­бе воз­мож­ности для ма­нев­ра, в том чис­ле и та­ко­го ма­нев­ра, как пре­да­тельст­во) не хо­тят справ­лять­ся и ог­раж­дают свои тер­ри­то­рии от нап­лы­ва лю­дей иной куль­ту­ры, бе­гу­щих в Ев­ро­пу для то­го, что­бы жить на по­со­бия, то есть бе­гут не ра­бот­ни­ки, а иж­ди­вен­цы.

Ни Ев­ро­па, ни тем бо­лее США так до кон­ца и не по­ня­ли ойку­ме­ну Ближ­не­го Восто­ка, при­чем это не­по­ни­ма­ние тя­нет­ся дав­но. Ког­да-то это был геог­ра­фи­чес­ки да­ле­кий ре­гион, се­год­ня всё ста­ло чрез­мер­но близ­ко. Од­на­ко на­вык пря­тать го­ло­ву под кры­ло и счи­тать, что не вид­но, остал­ся. Ска­зы­вают­ся и лож­ные по­ня­тия о че­ло­ве­чес­кой при­ро­де, остав­лен­ные эпо­хой Прос­ве­ще­ния. Не­реаль­ность под­хо­дов (а ведь че­ло­век - это все­го-нав­се­го био­ло­ги­чес­кий вид, лишь от­дель­ные и очень ред­кие предста­ви­те­ли ко­то­ро­го прип­рав­ле­ны куль­ту­рой) и при­ве­ла к хи­ме­рам се­год­няш­не­го дня, та­ким, как пра­ва че­ло­ве­ка, муль­ти­куль­тур­ность, политкорректность, сод­ру­жест­во го­су­дарств в од­ном сою­зе и то­му по­доб­ным. Сю­да до­ба­ви­ли еще и неоп­ре­де­лен­ность эт­ни­чес­ко­го на­ча­ла в рам­ках од­ной стра­ны, то есть сот­во­ри­ли ра­со­вый и этни­чес­кий кок­тейль. А лю­бая неоп­ре­де­лен­ность - это боль­шая бе­да. Не по­дав­ляю­ще­го эт­ни­чес­ко­го на­ча­ла, а оп­ре­де­лен­но­го, глав­но­го, иду­ще­го из на­чаль­ных дней лю­бо­го на­ро­да. “Гра­ни­цы долж­ны про­во­дить­ся не по эт­ни­чес­ко­му приз­на­ку”, - лю­бят по­вто­рять ли­бе­ра­лы всех мастей, ру­гая за это рес­пуб­ли­ки внут­ри СССР. Хо­чет­ся спро­сить: прости­те, а чем пло­ха эт­ни­чес­ки оп­ре­де­лен­ная тер­ри­то­рия и то раз­нооб­ра­зие (я бы ска­за­ла, раз­ноц­ве­тие) на­ро­дов, ко­то­рое со­тво­рил Бог? И раз­ве не релье­фом и кли­ма­ти­чес­кой зо­ной оп­ре­де­ляют­ся ты­ся­че­ле­тия­ми на­ра­щи­вав­шие­ся на­цио­наль­ные чер­ты?

Ближ­ний Восток - это, че­рез Древ­нюю Гре­цию (а са­мая древ­няя Древ­няя Гре­ция на­хо­ди­лась, как из­вест­но, в Ма­лой Азии, имен­но тут ро­дил­ся Го­мер и рас­по­ла­га­лась Троя), - кор­ни твоей куль­ту­ры, Ев­ро­па. А так­же это ре­гион за­рож­де­ния христианст­ва как ре­ли­гии. Да, Христос из Га­ли­леи, но христианст­во офор­ми­лось в ре­ли­гию в Ма­лой Азии. Се­год­ня во всех ин­фор­ма­цион­ных свод­ках зву­чит наз­ва­ние сто­ли­цы Си­рии го­ро­да Да­мас­ка. А где по­лу­чил свое ос­ле­пи­тель­ное отк­ро­ве­ние го­ни­тель христиан Савл, став­ший пос­ле это­го апосто­лом Пав­лом, где бы­ло ему ви­де­ние Христа: “Савл, Савл, за что ты го­нишь ме­ня?” Это прои­зош­ло на пу­ти Пав­ла в Да­маск. Имен­но апостол Па­вел при­дал, как мы ска­за­ли бы се­год­ня, ус­ко­ре­ние за­рож­даю­ще­му­ся христианст­ву. Си­рия, Ан­тио­хия, Тарс, Ки­ли­кия, Ар­ме­ния, а по­том и Ви­зан­тия - вот где всё за­рож­да­лось. Гре­чес­кий, ар­мянс­кий и да­же рим­ский эле­мен­ты в этом за­рож­де­нии иг­ра­ли вы­даю­щую­ся роль. А твое, Ев­ро­па, ве­ли­кое ис­кусст­во прош­ло­го (пласти­чес­кие ис­кусст­ва в пер­вую оче­редь), все эти Бо­го­ма­те­ри, Рас­пя­тия, Страшные суды, Тай­ные ве­че­ри и про­чее - от­ку­да приш­ло к те­бе всё это? То-то, ста­руш­ка Ев­ро­па. И что же ты сде­ла­ла, ког­да аме­ри­кан­цы на­ча­ли зах­ва­ты­вать, бом­бить и хо­зяй­ни­чать на этих зем­лях твое­го куль­тур­но­го исто­ка и исто­ка твоей ве­ры? А ни­че­го. Ты спо­кой­но смот­ре­ла на всё это, а при слу­чае да­же по­мо­га­ла бом­бить свою ко­лы­бель. Что сде­ла­ла ты, ког­да на этих зем­лях на­ча­ли ре­зать и из­го­нять христианс­кие на­ро­ды? И не толь­ко христиан, но и мир­ные ма­лые на­ро­ды, ис­кон­ных древ­них на­сель­ни­ков этих мест - коп­тов, ас­си­рий­цев, си­рий­цев, ара­мей­цев (но­си­те­лей язы­ка Христа), кур­дов, але­ви­тов, за­за. Ты, как всег­да, мол­ча­ла. Как и век, и два, и семь ве­ков на­зад, ког­да ту­рец­кий ята­ган был пристав­лен к са­мо­му гор­лу Констан­ти­но­по­ля. Кто-то пра­виль­но ска­зал: страш­ны не го­ло­во­ре­зы, а те, с чье­го мол­ча­ли­во­го сог­ла­сия это проис­хо­дит. Чем не при­го­вор для Ев­ро­пы, ко­то­рой се­год­ня, как и Констан­ти­но­по­лю, при­хо­дит ко­нец. По­де­лом. До­мол­ча­лась…

Но­вые пор­ции миг­ран­тов на под­хо­де. “Зак­ры­вай­те эта­жи, нын­че бу­дут гра­бе­жи!” (А.Блок). Па­риж уже дав­но околь­цо­ван не­ме­ре­ным ко­ли­чест­вом ма­лень­ких го­род­ков, в ко­то­рых фран­цу­зов уже не оста­лось, ку­да по­ли­ция не за­хо­дит да­же днем и в ко­то­рых жи­вет на по­со­бия уже третье по­ко­ле­ние ни дня не ра­бо­тав­ших миг­ран­тов. Наз­ва­ние кни­ги “Ме­четь Па­рижс­кой Бо­го­ма­те­ри” уже не ка­жет­ся толь­ко ост­роум­ным…

 

Есть се­год­ня и еще один ра­зи­тель­ный при­мер воз­рож­даю­щих­ся исто­ри­чес­ких се­мян. Это, ко­неч­но, кон­ти­нент Юж­ной Аме­ри­ки. Сна­ча­ла поя­ви­лись спо­ло­хи ве­ли­кой ли­те­ра­ту­ры с ин­дейс­ки­ми кор­ня­ми - огонь и ум ин­дейс­ко­го ми­фа. По­том и вов­се к власти по­тя­ну­лись и по­лу­чи­ли ее по­том­ки ин­дей­цев. За­ви­си­мости от США стал при­хо­дить ко­нец. Ин­дей­цы не за­бы­ли, что сде­ла­ло с их ро­ди­ча­ми пост­ко­лум­бо­во на­шест­вие ев­ро­пей­цев. Ла­тинс­кая Аме­ри­ка? Она не ла­тинс­кая, а ин­дейс­кая. И се­год­ня сквозь всю на­вя­зан­ную ко­ло­ни­за­цию, сквозь все эт­ни­чес­кие сме­ше­ния на свет про­би­вают­ся ро­до­на­чаль­ные, ис­кон­ные рост­ки. Ма­чу-Пик­чу и Ти­ти­ка­ка тор­жест­вуют. А с ни­ми и все про­чие ста­рые ин­дейс­кие геог­ра­фи­чес­кие наз­ва­ния. Ина­че как бу­мом это не на­зо­вешь. Вре­мя, вре­мя со­би­рать кам­ни. Древ­ние кам­ни. Ста­рые бо­ги не за­бы­ты. Жизнь как веч­ное возв­ра­ще­ние. Ска­за­но же - кру­го­во­рот бы­тия. Об­ще­ми­ро­вые тен­ден­ции се­год­ня ощу­ти­мы как ни­ког­да. Бо­ги в не­бе­сах про­ре­за­лись зри­мо. Не ви­деть это­го и не слы­шать по­ли­ти­чес­кой тек­то­ни­ки уже нель­зя. Ось Се­вер - Юг - Восток (Рос­сия - Иран - Ин­дия - Ки­тай) слиш­ком явст­вен­на. Слом эр бли­зит­ся.

?>